Преподобный Ефрем Сирин
Из песнопений на Рождество Христово
…Тот день, в который к Моей нищете пришел Гавриил,
внезапно соделал Меня из рабы – госпожою.
Я – раба Божества Твоего,
но и матерь человечества Твоего,
Господь и Сын Мой.
Через Тебя, Сын Царя, –
Я, раба, внезапно стала Царскою дочерью,
Ради Тебя, Сын Давыдов, –
Я, убогая в доме Давыдовом, возвышена;
Я, дочь земли, – через Тебя, Небесного,
вознеслась до небес.
Какое изумление объемлет Меня!
Вот передо Мною Ветхий Днями Младенец (Дан. ).
К небу устремлено око Его,
не умолкает лепет уст Его,
который являет Мне,
что без слов Он беседует с Богом.
(…) Кто соделал безмолвным – Господа всех уст?
Пречистое зачатие злые люди обращали Мне в укоризну;
Ты, о, Святый, будь заступником Матери Своей,
покажи силу Твою,
да разумеют они, как Я зачала Тебя.
Ради Тебя, Который любишь всех, стала Я ненавидима;
гонят Меня за то, что зачала и родила Я
единственное Прибежище для сынов человеческих.
Да возрадуется Адам, потому что Ты – отверзаешь рай.
Вот на родившую Тебя свирепеет море,
как на Иону.
Вот Ирод, как мятущаяся волна,
стремится потопить Владыку морей.
Куда бежать Мне?
Научи Меня Ты, Господь Матери Своей.
С Тобою предамся Я бегству,
ибо Тобою повсюду – обретается жизнь.
И подземелье с Тобою – не темница,
ибо Тобою человек восходит на небо.
И гроб с Тобою – не гроб,
ибо Ты – Воскресение».
(…) Кто бы поверил,
Что Ты наследник престола Давыдова?
От ложниц его в наследие Тебе достались ясли,
От чертогов его сохранился Тебе вертеп,
От колесниц его не утратился только бедный осел.
Как детски приветлив Ты, Младенец!
Всякому даешься в объятия;
Кто ни подходит к Тебе – улыбаешься ему,
Кто ни посмотрит на Тебя – обращаешь к нему взор;
Любовь Твоя алчет людей.
Не отличаешь Ты чужих – от родителей Твоих,
И всякую деву – от Матери Своей,
И даже нечистых – от питающей Тебя млеком.
Детская ли веселость причиною этому,
Или любовь Твоя, Любвеобильный?
(…) Покойся, отпусти людей – пусть идут к трудам своим.
Ты Сам – сын бедных родителей, и знаешь,
Как бедны те, которые оставили дела свои и пришли.
Приветливость Твоя, Друг людей,
Всех собрала к Тебе.
(…) Твоею силою, Владыка всей твари, да начну Я вещать.
Отверзу уста Мои, и Ты наполни их.
Я – земля, Ты – Делатель.
Ты, посеявший Себя во чреве Матери Своей,
Посей во Мне слово Свое!
(…) Как цевница ожидает, кто взыграл бы на ней,
так уста Мои ожидают Тебя.
Твоя воля да подвигнет язык Матери Твоей.
Тобою познала Я новые законы рождения;
Тобою, Рожденный по этим законам,
Да будут научены уста Мои новой хвале.
(…) Вот винят и презирают Меня, но я радуюсь;
поношением и поруганием наполнен Мой слух,
но всё, что я терплю, маловажно для Меня,
ибо одно Твое утешение
может отогнать тьмы скорбей.
Не презрена Я Тобою, Сын Мой,
И с веселым лицом принимаю обвинения от людей.
Зачала и родила я Истину
– и Она оправдывает Меня.
Если Фамарь была оправдана Иудою, –
Тем более оправдана буду Я Тобою.
Отец Твой Давыд прежде пришествия Твоего
Воспел Тебе в песни,
Что будет Тебе принесено аравийское злато,
И воспетая им песнь исполняется
Во младенчестве Твоем.
Вот, поистине, пред Тобою,
Положены смирна и злато!
И все воспетые им
Сто пятьдесят псалмов растворены Тобою,
Ибо всякое пророческое речение
Нуждается в Твоей сладости.
И без Твоей соли
Всякая мудрость оказывается обуявшею.
Не вызывает во Мне ревности, Сын Мой,
Что Ты и со Мною – и со всяким человеком.
Да будешь Ты Богом исповедающих Тебя,
Господом – служащих Тебе,
Братом – любящих Тебя,
И да приобретешь Себе всех.
Когда вселился Ты в Меня, –
То обитал и вне Меня;
Когда родила Я Тебя видимо, –
Сокровенная Твоя сила не оставила Меня.
И во Мне, и вне Меня пребывал Ты,
Пред Кем недоумевает ум Матери Твоей.
Когда взираю на внешний Твой образ,
Который у Меня перед очами,
И когда представляю умом
образ Твой сокровенный, –
тогда во внешнем образе Твоем, Святый,
вижу Адама,
а в сокровенном вижу Отца Твоего,
Который – едино с Тобою.
Мне показал Ты в двух образах
Твою красоту;
Но да изображают Тебя и хлеб, и дух.
Пребывай же и в хлебе,
И в тех, которые вкушают его.
Церковь Твоя, подобно Матери Твоей,
Да созерцает Тебя и в сокровенном, и в видимом.
Гнушаться хлебом Твоим –
то же, что гнушаться плотью Твоей.
И дальний, возлюбивший хлеб Твой,
И близкий, возлюбивший видимый образ Твой, –
Тот и другой видят Тебя –
и в хлебе, и в плоти.
Словно видимый хлеб Твой –
Драгоценней плоти Твоей:
И неверные видели плоть Твою,
Но не видят они животворящего хлеба Твоего.
Радуются дальние –
Жребий их выше жребия близких!
(…) Я – сестра Твоя, ибо и Я из дома Давыда,
который – Отец нам обоим.
Я – Матерь Твоя, ибо Я родила Тебя.
Я – невеста Твоя, ибо посвящена Тебе.
Я – раба и дочь,
Ибо Ты искупил Меня – кровью Своею,
И породил Меня в водах.
Сын Вышнего пришел – и вселился в Меня,
И соделал Меня Матерью Своею!
И, как родила Я Его рождением новым,
Так и Он вторым рождением породил Меня.
Одежда, взятая от Матери,
В которую облекся Он,
Облекла плоть Ее в славу Его.
(…) Жена служит мужу,
ибо он – глава ее;
Иосиф же предстоит и служит
Господу, Который – в утробе Марии;
Служит как священник пред кивотом Твоим,
Ради обитающей в нем святыни Твоей.
Моисей принес каменные скрижали,
Начертанные Господом;
Иосиф же явил всем чистейшую Скрижаль,
В Которой обитал Сын Творца.
Моисеевы скрижали упразднены,
Ибо Ты наполнил вселенную учением Своим.