Вышел в свет четвертый выпуск альманаха «Крылья голубиные»
10 мая мы получили из типографии только что отпечатанный четвертый номер нашего альманаха. Помещаем здесь краткий обзор его содержания.
По уже сложившейся традиции, каждый номер открывается молитвенным или литургическим текстом, который как бы задает главную тему. Нынешний номер посвящен празднику Пятидесятницы. И на этот раз мы публикуем творение прп. Максима Грека – молитву, входящую в состав написанного им канона Святому Духу Параклиту.
Пространная статья (стр. 5-17), означенная как «комментарий к молитве», представляет собою размышления о жизненном пути и богословии Максима-святогорца. Афонский книжник с яркой и замысловатой судьбой является для русской церковной истории одной из символических фигур. При этом его личность получает самые разные оценки, в зависимости от религиозных, культурных и политических предпочтений исследователей и писателей. Особенно «пререкаемой» и «проблемной» остается итальянская часть жизненной эпопеи прп. Максима. В предлагаемой статье читатель найдет, в частности, некоторые малоизвестные факты, относящиеся к этому времени.
Следующий материал (стр. 18-36) – моя статья о книге священника-бенедиктинца Гавриила Бунге «Другой Утешитель. Икона Пресвятой Троицы прп. Андрея Рублева» (Вюрцбург, 1994; русский перевод свящ. Вл. Зелинского – Рига, 2003). Книга представляется своеобразной и духовно-ценной работой в ряду исследований творчества нашего великого иконописца, и важным явлением богословской жизни на Западе. Можно было бы употребить выражение «на латинском Западе», однако книга о. Г. Бунге совершенно не похожа на то, что нам привычно считать специфически «латинским» богословием. Главный пафос книги о. Гавриила – решимость к возвращению в отчий дом исконного кафолического предания веры Востока и Запада – вызывает самое теплое сочувствие.
Статья Георгия Неминущего «…Обращающися на первое» (стр. 37-49) посвящена богословскому осмыслению древнего обычая украшать храмы зеленью на праздник Св. Троицы. Однако содержание статьи гораздо шире. Церковный обычай выбран как отправная точка для размышлений о Промысле, о Церкви, о человеке и его месте в мироздании и истории.
«…Благая Весть простирается «в концы вселенной», обнаруживая тем самым провиденциальную логику и промыслительную симметрию мировой истории. По неисповедимым судам Премудрости Всевышнего, народы, рассеянные и разделенные с древних времен, выработавшие, за тысячелетия, каждый свою самобытную культуру, свою традицию, – будут собраны «в едино совокупление», в единое приношение. Принесенность-во-Христе – единственный и высший смысл, единственное и высшее оправдание, как единства их, так и многообразия. (…) А это ведь и есть «возвращение на первое», возвращение в Рай, к Древу жизни, наш восход, – Силою Самого Бога, Снизошедшего ради нас, – к Богу, нас Сотворившему».
Еще одна большая по объему работа – статья Петра Епифанова «Поединок при свете луны. Еще раз о духовном мире поэзии Сергея Есенина» (страницы 50-79). Недавно прошедший юбилейный год 110-летия Есенина (тогда именно и писалась публикуемая ныне статья) показал, насколько остро, даже болезненно, воспринимаются его личность и судьба на фоне нынешних идеологических поисков и конфликтов в российском обществе. Увы, осмысление Есенина, по-видимому, «с православных позиций» - на деле подчас оказывается несвободным от искажений жизненного облика и содержания творчества поэта. Автор статьи делает попытку преодолеть сложившиеся в этой области схемы. Непривычным и даже парадоксальным может кому-то показаться выбор иллюстраций для этой работы. В этом качестве использованы произведения русского авангарда начала 20 века. Однако в статье показано, что Есенин и сам формировался – как поэт и как носитель определенного типа религиозного сознания – под воздействием тех же процессов идейной жизни, которые определили судьбы авангардизма в России.
Художественное оформление альманаха выполнено в дизайн-студии «Граф Цеппелин» (г. Владимир; художник-дизайнер Антон Хрусталев, руководитель Сергей Лещёв). Представлены фотоснимки известных авторов – москвича Павла Егорова и владимирца Сергея Скуратова, и талантливых самодеятельных фотографов – свящ. Димитрия Коклеева и Екатерины Жуковой.
Большую часть расходов по изданию взяло на себя федеральное унитарное предприятие «Безопасность» (ген. директор Владимир Козлов). Но и без самоотверженной помощи десятков простых людей альманах не смог бы выйти. Земной поклон – всем нашим друзьям, помощникам и благотворителям. Просим и в дальнейшем не оставлять нас своею любовью, милостью, молитвой.
Альманах распространяется бесплатно. Пожертвования приветствуются, но они вовсе не обязательны при его приобретении. Сочувствие и добрые пожелания – дороже любых денег, однако и их невозможно требовать. Поэтому мы готовы принять заявки на присылку журнала не только от друзей, но и от тех, которые в данное время считают себя нашими противниками. Пишите, будем рады.
Священноинок Симеон