Выступление на выставке «Цвет звука» (Павловский Посад, октябрь 2006 г.)
Наша сегодняшняя встреча посвящена связи между языком человеческого слова и языком изобразительного искусства. И снова кажется уместным вспомнить Библию: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он наречет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Быт 2, 19).
Способность и возможность называть словами предметы и явления Божьего мира - один из первых и наиважнейших даров Бога человеку.
Важно отметить несколько моментов.
Первое. Наречение имен явилось, согласно Библии, самым первым по времени делом, которое человек делает в мире по поручению своего Создателя. Через наречение имен человек начал осуществлять свое призвание, свою полученную от Бога власть над наполняющими мир творениями. Вспоминается, как на вратах собора Рождества Богородицы в Суздале неизвестный художник 14 века изобразил сцену наречения имен. Адам – который, как известно, до грехопадения не имел нужды одеваться, – представлен облаченным в парадную одежду и сапоги. В позе правителя, первосвященника или судьи он сидит на троне с подножием. Позади трона стоит торжественно одетая, покрытая большим покрывалом Ева. Рука Адама поднята в благословляющем жесте. Художник отступил от текстуальной точности ради того, чтобы создать символическое изображение человека во главе иерархии земного мира.
Второе. Наречение имен Адамом не было подчинено целям борьбы с природой и выживания в ней. Ибо сказано, что Адам стал давать имена всему живому еще до изгнания из рая, до того, как он получил повеление «в поте лица своего есть хлеб» (Быт 2, 19).
Похожим образом младенец дает первые имена, когда еще полностью зависит от родителей и не имеет понятия о самостоятельном практическом пользовании предметами окружающего мира. Значит, в именах, в речевом восприятии действительности скрыт более глубокий смысл, чем практическая необходимость.
Художник, работая красками или резцом, творит образ мира, который живет своей таинственной жизнью. Младенец, в удивлении смотря на мир, видит в нем то же, что и художник, – формы и соцветия, полные тайны. Показывая на деревья, людей, птиц пальчиком, он нарекает всему имена, – сначала нечленораздельные, не заимствованные от взрослых, а идущие из недоступных им глубин цельного и непосредственного восприятия жизни. Этим он свидетельствует о Логосе, о Том Самом Слове, Которое, согласно Евангелию, было «в начале», «искони», Которое наполняет Собою весь созданный мир и при этом бесконечно превосходит его. Этот Логос, Смысл, Альфа и Омега бытия – есть Сын Божий Исус Христос. «Из уст младенцев и сосущих молоко Ты устроил Себе хвалу», – обращается к Богу пророк Давыд в Книге Псалмов, и Христос в Евангелии повторяет эти слова (Пс 8, 3; Мф 21, 16). Уже в самых первых своих звуках и движениях ребенок исполняет дело поэта, пророка, богослова, т. е. свидетеля и выразителя изначальных таин бытия Бога и мира.
Тема выставки напоминает нам об этих непреложных основах религиозного и творческого опыта. Неся в себе свежесть и непосредственность, бескорыстие младенческого взгляда, искусство может стать сильнейшим свидетельством о Боге и Его Логосе (Слове, Смысле), Которым сотворены мир и человек. Это свидетельство особенно требуется в нашу эпоху появления так называемой виртуальной реальности, которая угрожает предельно ограничить и исказить внутренний мир человека, загоняя его в рамки запрограммированного примитива и пошлости.
Художник - свидетель Бога-Творца и Его сотрудник. Ему полезно всегда помнить о своем высоком достоинстве и о том живоносном Источнике, из которого исходит любое истинное вдохновение. Поскольку этот Источник неисчерпаем, то и настоящее искусство никогда не будет обречено повторяться, не устареет и не выродится. Оно будет жить до самого второго пришествия Господа и обновления всего мира. Но и пришествие, и воскрешение мертвых, и вечное Царство Божие, о котором учит Церковь, – не упразднят творчества. Ибо, если бы прекратилось порождение логосов (смыслов), которые, подобно лучам, непрестанно исходят от Изначального Логоса, если бы прекратилось наречение имен, отражающих свет Логоса, это означало бы не умножение света, а впадение во тьму, не блаженство, а прекращение полноценного бытия разумных существ.
Один из классиков христианской мысли, оказавший огромное влияние на художественную и интеллектуальную жизнь Средневековья, св. Дионисий Ареопагит пишет о «жизни будущего века»: «Неведомым и блаженным образом, в божественнейшем подражании сверхнебесным умам, мы окажемся достижимы для пресветлых лучей (Богопознания – С. С.), ибо… станем равными Ангелам и сынами Божиими…» Но ведь самая первая характеристика Бога, которую мы встречаем на страницах Священного Писания, – это творческая радость: «и увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт 1, 31). И есть основания полагать, что в будущей жизни творчество людей (то есть их сыновнее сотворчество небесному Отцу) – приобретет новые возможности и формы, подобно тому, как сам обновленный мир воссияет новой, все возрастающей красотою.
Молю Бога, чтобы больше людей помнило и размышляло об этом, – и не только в художественной среде. Потому что быть художником, т. е. делателем красоты, призван каждый человек на земле. Сердечно благодарю авторов идеи и художников за то, что ими задана тема, которая, на мой взгляд, является очень продуктивной – как в эстетическом, так и в богословском отношении. От души желаю всем вам радости новых творческих открытий.
Священноинок Симеон