Канон прп. Саве Стромынскому
20 июля (2 августа нового стиля). Праздник св. пророка Илии Фезвитянина. В тот же день - память преподобного Савы Стромынского
- Sava Stromynski bw.pdf (черно-белый вариант; файл Adobe Acrobat, 600 Kb);
Человека, изучающего историю древнерусской святости, не может не удивить то обстоятельство, что подмосковная земля, бывшая ареной многих исторических событий, не очень богата именами святых подвижников 14 – 17 веков. В этом отношении она уступает как стране лесных монастырей – Вологодчине, заслуженно носящей звание Северной Фиваиды, так и округам Ростова, Суздаля, Углича и других древних городов Центральной России. В чем причина этого? В том ли, что мелочная суета торговых дорог, ярмарок, ямских слобод и мытных застав побуждала ищущих спасения людей уходить отсюда подальше? Или в том, что эта суета на давала окружающим видеть сокровенную духовную жизнь и невидимые подвиги праведников?.. В том, что многое происходившее на обширных землях Московского уезда (губерния появилась только при Петре Первом) оказывалось как бы в тени столицы и просто не считалось достойным исторической памяти?
Почти все жизнеописания древних (до 17 века) святых Подмосковья имеют прямую или косвенную связь с лаврой прп. Сергия. Сегодня мы будем говорить об одном из воспитанников Сергиевой аскетической школы, память которого по преданию совершается в день св. пророка Илии. Имя прп. Савы Стромынского известно мало. Между тем, память этого святого почитается непрерывно в течение шести столетий.
На дороге из Москвы в город Киржач, в 30 км от нынешнего г. Ногинска, расположено старинное село Стромынь. С 14 по 18 век здесь находился монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы. По историческим преданиям, подкрепленным известиями Никоновской летописи, великий князь Димитрий Иванович Донской основал его или после возвращения с Куликовской битвы, исполняя данный им обет, или несколько раньше – в благодарность Богу за победу, одержанную над татарами при реке Воже (1378). Первыми насельниками монастыря стали ученики прп. Сергия Радонежского. Никоновская летопись указывает имя первого игумена - Леонтий. Но имя это не сохранилось в живой памяти жителей округи. Зато прп. Сава Стромынский веками известен в этом краю, и именно его верующий народ чтит как истинного основателя и духовного наставника Успенского монастыря. К сожалению, подробности его жизни остались неизвестными, письменное жизнеописание не сохранилось. Известен лишь день его кончины (20 июля), а год в поздних книгах указывается обычно – 1392-й, когда умер и его учитель, прп. Сергий, но на чем основан выбор этой даты, непонятно. Прп. Сава по традиции изображается на иконах глубоким стариком. То, что он скончался в старости, подтвердило уже в наши дни изучение его мощей, о которых мы еще будем говорить. Если год смерти указывается верно, то значит, прп. Сава по возрасту был примерно ровесником самому преподобному Сергию, и, может быть, входил в число самых первых его спостников.
В 14 веке Стромынь была оживленным торговым селом на пути из Москвы в Суздаль, а в несколько более поздние времена – местом выпаса и перегона больших коровьих стад, предназначенных для поставки на базары столицы. Назвать ее тихим пристанищем уединения было трудно уже тогда. Поэтому монастырь был отнесен примерно за версту от села, в рощу на берегу речки Дубенки.
Московский великокняжеский (а затем царский) род помнил обеты князя Димитрия, и до самой Смуты 17 века монастырь в Стромыни считался местом царского богомолья, хотя при этом и не был особенно богат. Известнейшим из его настоятелей был Серапион – впоследствии архиепископ новгородский (конец 15 века). Когда в 17 веке монастырь, разоренный вражескими грабежами и пожаром, был передан в ведение Троице-Сергиевой лавры, его благоустройством занимался знаменитый троицкий игумен-подвижник прп. Дионисий.
Новое время, принесшее обмирщение и забвение древних благочестивых преданий, не пощадило святыню прежних царей. Указом Екатерины Второй Стромынский монастырь был включен в число обителей, подлежавших закрытию, с конфискацией принадлежавших ему земельных владений. Через сто лет священник приходской церкви села Стромынь о. Павел Фаворский так описывал место былой обители:
«Ныне по заросшей дерном поверхности земли заметно основание Успенского храма, каждая его часть отделяется одна от другой. Тут видно место святого алтаря и на горнем месте куст ивы, охраняющий святыню. На южной стороне храма, по-видимому, за правым клиросом, существует разрушающаяся деревянная часовня, потом к западу видно место трапезы, паперти и колокольни. На северной стороне снаружи храма заметны места столбов, на которых, вероятно, держался паперт. Под ним погребались иноки, о чем свидетельствует несколько сохранившихся и тщательно охраняемых белого камня плит с древними неясными изображениями. Далее кругом местности храма усматриваются места монастырских строений. На запад от храма, на обрыв к речке приметно место здания, вероятно погоревшего, о чем можно заключить по угольям в осыпавшейся земле, тут же находятся обломки изразцов древней формы».
По этому описанию мы видим, что высокое церковное начальство никоим образом не было озабочено хранением памяти прп. Савы; часовня над его гробом была предоставлена разрушению. С горькой иронией воспринимаются слова священника о кусте ивы, «охраняющем святыню». Картина, столь знакомая и характерная для совсем недавних лет… О. Павел не пишет, кем охранялись намогильные белокаменные плиты монастырского некрополя. Скорее всего, могилы иноков берегли местные крестьяне.
Пренебрежение духовных властей к памяти почитаемых народом, но не канонизированных, местных святых было почти всеобщим явлением для целой эпохи – от Петра Первого до Николая Первого. Часто это пренебрежение перерастало в настоящую ненависть и активную борьбу. В традиционных, общинных благочестивых обычаях, идущих от предания отцов, а не исполняемых по синодским циркулярам, начальство видело то «угрозу раскола», то «опасного и подозрительного скопления народных масс»… Доходило до уничтожения часовен на могилах святых подвижников, до насильственного изъятия их икон, до арестов священников, «дерзавших» служить молебны в таких местах. Особенно трагичны в этом отношении страницы церковной истории Русского Севера. Но в ту пору духовных сил народа еще хватало, чтобы сохранять память о своих святынях и, через все консисторско-полицейские рогатки, приникать к могилам древних старцев как к источникам утешения и благодатной помощи…
Во второй половине 19 века отношение к местночтимым народным святыням стало меняться в лучшую сторону. В 1870 г. Стромынские прихожане возвели над захоронением прп. Савы кирпичную часовню, сохранившуюся до нашего времени. В стену часовни была вмонтирована плита с могилы подвижника. Она указывала место, под которым лежали его останки. В послереволюционные годы часовня была разграблена и пришла в запустение. Близость речки и легко пропускающая влагу песчаная почва явились причинами того, что ее здание сильно отсырело. Но в течение всех этих лет жители села Стромынь продолжали приходить сюда с верою в молитвенное заступление преподобного отца. Вокруг часовни, на земле древнего монастыря, теперь выросло новое сельское кладбище. Это было, вероятно, единственной возможностью спасти святое место от осквернения. Иначе на нем (вполне в духе того времени) могли бы устроить выгон для скота или машинно-тракторный двор. Вообще описание неустрашимого характера жителей Стромыни, их стойкости в борьбе за сохранение своей сельской церкви, ее икон и прочих святынь, потребовали бы отдельного рассказа. Крестьяне сохранили и несколько икон прп. Савы, в том числе одну явно древнего письма, ростовую, в окладе, которая ныне находится в действующей Успенской церкви. Теперь она совсем незаметна среди прочих икон, но несколько веков назад, вероятно, помещалась в часовне над мощами святого.
4 сентября 1996 года в часовне на берегу Дубенки, под наблюдением специально созданной комиссии духовенства, были произведены раскопки, и на глубине двух с половиной метров от пола были найдены останки прп. Савы, лежавшие в истлевшей деревянной колоде. Уже говорилось о том, что почва под зданием очень сырая. Удивительно, как в этих условиях сохранились не только кости скелета, но и фрагменты плоти (кожи), а также уцелели калиги – маленькие кожаные сапожки, в которых был погребен преподобный. В первое время эти калиги были выставлены в Стромынской церкви в специальном киоте, но теперь их уже нет… Мощи старца были первоначально положены в деревянную раку, а через полтора года она была заменена более роскошной позолоченной. Изменился и день празднования памяти прп. Савы: с Ильина дня он был перенесен на 4 сентября. Это, с одной стороны, позволило совершать ему отдельную службу, но с другой, внушает опасение, что день кончины преподобного будет постепенно забыт.
Старообрядцы стали посещать Стромынь для поклонения прп. Саве с 1990 года. Обычно это происходило или вечером Ильина дня, или в какой-то другой день лета. Местные священники, к счастью, не возражали. Инициатива в паломничестве принадлежала замечательному знатоку и преданному любителю богородской старины – Евгению Николаевичу Маслову. Иногда к часовне преподобного собирались довольно большие группы старообрядцев. Памятен Ильин день 1994 года, когда вместе с двумя священниками здесь молились верующие, приехавшие из Ногинска, Павловского-Посада, Больших Дворов, Куровского, Слободищ. После 1996 года совершать такие молебствия непосредственно перед мощами стало уже невозможно, и лишь изредка кто-то из старообрядцев приезжает поклониться раке преподобного. Однако почитание подвижника в нашей старообрядческой Церкви не должно угасать. Для нашего Богородско-Гуслицкого края Стромынь – это самое близкое место древнего монастыря, особенно примечательное своей связью с именем прп. Сергия и памятью о драматических страницах истории нашего Отечества.
Частицы св. мощей преподобного Савы находятся в старообрядческих храмах дер. Слободищи Орехово-Зуевского района и дер. Андроново Павлово-Посадского. У нас в Андронове, кроме того, хранится и маленький фрагмент его обуви. Написана, со старого образца, и его икона.
Мы публикуем здесь канон прп. Саве Стромынскому, написанный в 1998 году. Он является частью составленной тогда же полной шестиричной службы святому.