14 (27) мая. Память св. мч. Исидора; И св. блаж. Исидора, Христа ради юродивого, ростовского чудотворца;
Память угличских страдальцев 1609 года.
«Валаамский календарь», издаваемый Валаамским обществом Америки, где поставлена цель указать имена и дни памяти максимально большого числа православных подвижников – как общепочитаемых, так и малоизвестных, отмечает под этим днем память невинных страдальцев города Углича, истребленных во время польского нападения в 1609 году, и среди них – иноков городских и пригородных монастырей, убитых врагами с особенной жестокостью. К сожалению, в календаре не приводится ссылки на источник, откуда заимствована эта дата. «Угличский летописец», историческое сочинение 18 века, составленное местными книжниками-старообрядцами на основе прежних письменных свидетельств и устных преданий, указывает, что нападение поляков на монастыри прп. Паисия и Никольский, «что на ручью», произошло не в мае, а 16 июня, в день памяти св. Тихона амафусийского. Однако, день мч. Исидора – это канун главного угличского праздника, «царевичева дня», дня убиения св. царевича Димитрия. Возможно, день накануне всеобщего городского торжества был нарочито выбран для поминовения угличан, подобно царевичу, безвинно пострадавших от рук злодеев.
Известно, что примерно в одно время с другими угличскими монастырями, жестоко пострадал и расположенный близ города Никольский Улейминский монастырь. Братская могила более чем двух тысяч мучеников и сейчас находится посреди монастыря. Но совершается ли в монастыре их поминовение? И давно не назрело ли время на каком-то из соборов нашей Церкви, которой выпала большая честь (предполагающая и большую ответственность) обладать ныне этой древней обителью, совершить общецерковное прославление этих страстотерпцев, - по подобию омиритских мучеников (память 24 октября) или преподобных отцов, избиенных в Синае и Раифе (14 января)?Предоставляем слово для рассказа о кровавых событиях 1609 года в Улейминском монастыре – «Угличскому летописцу». Может быть, этот живой и трогательный рассказ побудит наши церковные власти на доброе и богоугодное дело – почтить память убиенных за православную веру и призвать их молитвы в помощь возрождению святой обители.
В лето 7117 (1609)…
…Тогда презлейшии онии Полякове и литовстии людие
и под оный прекрасный и дивный монастырь прибегоша
и, обседше оный, яко пчелы сот,
и яко волцы – двор сей словесных овец,
ся понуждаху, его хотяще взяти скоро.
Игумен же и братия, и елицы граждане и мирстии людие,
крыющеся в монастыре, и не даяху им разбивати его,
крепце сопротивляющеся и входу во врата монастырская не дающе,
не ведуще о велицем числе всезлобных врагов.
Литва же зельно биющеся, и граждан одолеваху.
от множества ратных литовских людей,
тогда текоша вси в соборную церковь каменную старую
и крепце внутрь запрошася,
совершающе божественную литургию,
исповедающеся, и Святых Таин тела и крови Христовы причастишася,
вси на смертный час готовящеся, и готови быша.
По причащении же Святых Таин
игумен, именем Варсонофий,
сотвори поучение к смерти, еже не боятися ея,
братии и всем бывшим в церкви людем.
И не боятися повелеваше смерти,
но паче радоватися, яко мученической кончине сподобляются,
и с мученики Царство Небесное наследити глаголаше побиенным.
Полякове же утрудившеся, бивше во двери церковныя,
и не возмогше отломити, - беша бо зело крепки, - разыдошася.
И возвратишася от монастыря посрамлении,
точию оставиша множество поляк стрещи монастырь.
и, избрав себе, иже хотяху с ним пити прежде смертную чашу,
двадесять седмь братий,
прият честный крест в десницу и облобыза его,
глаголя: "Радуйся пречестный Кресте Господень!
За Распеншагася на тебе нашего ради спасения
и мы, грешнии, души своя положим".
И дав коемуждо из 27 братии святыя иконы,
сотвориша молебная пения,
и лобызахуся друг со други
и изыдоша ко врагом за врата монастырская,
хотя врагов укротити,
и увещевая их не сотворити зла святей обители.
Окаяннии же Литва, сущии на страже,
яко львы устремишася на преподобных,
и игумену Варсонофию главу отсекоша.
Полякове же сущии недалече от монастыря,
услышавше молву и клич велик, возвратишася паки к монастырю.
И начаша братию мечи рубити, и двадесять седмь посекоша,
и разсекоша на части.
Друзии же текоша к соборней церкви
и начаша жестоко в двери церковныя бити,
но не возмогоша сокрушити, бяху бо зело крепки, зане железни и тверди бяху,
и ту сущии граждане со слезами моляхуся Богу.
И бысть, егда видеша окаяннии, яко ничтоже успеша,
и не возмогут дверей выбити,
лютейшую окаяннии казнь умыслиша:
рвы глубокия вокруг соборныя церкве окопаша и фундамент подломиша. Тогда – о, долготерпения Ти, Христе! –
покользнушася стены церковныя, под ними же бяху погреба глубокия,
грянуша своды высотокаменныя,
сокрушишася столпы церковныя, и подломишася основания,
посыпашася плинфы четверообразныя,
и паде церковь громом великим,
внутрь-уду бывшая сотесняюще и в пепел сокрушающе.
Иноков же и елицех мирских, в церкви бывших,
всех побиваше падающее церковное здание.
И глаголют оставшии монастырстии служителие,
яко до пятидесяти иноков оставших в церкви побито каменнозданием,
мирских же человек яко две тысящи.
И всех сущих в церкви завали,
имже гроб общий всем бяше церковный подкоп.
И толико гром бе, егда церковь оная соборная сокрушися,
яко от падения ея в десяти верстах в лесу крыющимся христианом
было достослышно громопадение церковное,
кои последи достоверно сказовали,
аки гром раздашеся по лесам и долинам,
а земля колебашеся до недр своих.
И тако тогда при граде сущая Улейменская Никольская обитель
вся разорена бысть теми же зловерными людьми, литовскими нападении.
Ино иже и простии христоименитии в ней мнозии укрывающиися
людие побиени быша, и святыня вся потреблена и ограблена бысть…
Фотоснимки для публикации любезно предоставлены недавно побывавшим в Улейме другом нашего сайта Владиславом Бурлуцким. Сердечно благодарим!