2 (15) октября. Память святой благоверной княгини Анны Кашинской
- Рукописный канон в формате djvu, цветной, 1.29 Mb: Kashinska_color.djvu
- Рукописный канон в формате Adobe Acrobat, чёрно-белый, 1.48 Mb: Kashinska_bw.pdf
Есть на свете замечательная книга – «Святая благоверная княгиня Анна Кашинская» (Париж, ИМКА-ПРЕСС, 1954). Автор – Татьяна Ивановна Манухина, полузабытая ныне писательница – написала ее в последние годы жизни, далеко от родины, куда ей никогда не суждено было вернуться. Книга эта дышит сильной, до боли, любовью к России и ее судьбе, к ее святыням и благочестивым преданиям. В начале 90-х какое-то количество залежавшихся на складах ИМКА пожелтелых экземпляров привезли в Россию и выложили на продажу в одном московском магазине. Неказистая старая обложка не обманула покупателей: книга, ранее в России никому неизвестная, попала во многие заинтересованные руки. Через некоторое время без указания имени автора стали выходить сокращенные и «подправленные» переиздания. Мне попалось на глаза несколько таких переделок, вышедших в разных церковных издательствах. Интересно отметить, что исторический очерк светской писательницы стал восприниматься у нас как «житие», приобретшее едва ли не официальный церковный авторитет. Только направленность книги при этом очень изменилась.
Описывая довольно известную историю «развенчания» святой княгини и запрета ее почитания при патриархе Иоакиме, Татьяна Манухина сопровождает ее своими размышлениями о расколе Церкви 17 века, о властном насилии над народной совестью, со множеством фактических иллюстраций. Скорее, даже так: не всеми своими мыслями автор делится, она скорее «переживает», но этим «переживанием» заставляет читателя задумываться. Простое, по-женски эмоциональное, не достигающее каких-то философских глубин, ее изложение, однако, трогает совесть читателя, будит в нем сознание личной причастности и ответственности за судьбу Церкви и родины. И в этом смысле книга не меньше, чем о своей героине, - говорит об авторе: она является свидетельством по-настоящему свободной души. Свободной – в понимании этого слова, выраженном в посланиях апостолов: «Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы» (ап. Иаков); «Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делали добро… как свободные: не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии» (ап. Петр); «Где Дух Господень – там свобода» (ап. Павел).
Неудивительно, что в эмиграции, в послевоенном Париже – книга была воспринята холодно: большая часть ее тиража так и осталась на складе. Пожилые люди, обретшие тихое пристанище после всех бедствий и треволнений первой половины века, доживали своим нелегким бытом, болезнями, да светлой ностальгией воспоминаний юности. (Этот уход русских стариков в мир беспечальных грез прошлого с большой горечью запечатлел в своих стихах 50-х годов Георгий Иванов.) Напрягать свою совесть в размышлениях об истоках трагедии страны – становилось для многих уже непосильной нравственной ношей: не только для светских людей, но даже для духовенства и религиозных мыслителей. Но и в теперешней русской церковной среде, где обилие переизданий как будто свидетельствует о том, что она нужна, - похоже, самое главное, для чего писала Татьяна Ивановна, оказалось нежелательным. В переизданиях исключены места, «неудобные» для почтительно-восхищенного, смиренно-законопослушного взгляда на историю Русской Церкви и романовской Империи. А чувство личной ответственности в мирянине возгревать тем паче опасно: для принятия ответственных решений есть начальство (точнее, «священноначалие»).
Может быть, очерк Татьяны Манухиной однажды будет переиздан в полном виде. Может быть, когда-то придет время совсем уже новых книг по истории святости (в том числе, русской), которые будут рисовать не позолоченную словесную икону подвижника, а жизненный путь христианина в конкретной повседневной жизни своей страны, во всей сложности судеб – как человека, так и современного ему общества. А меня книга «Св. благоверная княгиня Анна Кашинская» побудила к написанию текста службы на память преподобной княгини-инокини. Он помещается ниже. Обычно тексты служб на праздники почитаемых святых выдержаны в духе торжественного ликования, даже если речь идет о мучениках. Сохранившаяся служба прп. Анне середины 17 века именно такова: она вся состоит из предельно общих славословий, причем изрядную долю внимания уделяет особе правящего монарха. Дело в том, что в торжествах первой канонизации княгини (1650 г.) принимал личное участие царь Алексей Михайлович, и составитель канона и стихер постарался польстить слуху самодержца, упоминая его везде, где только было возможно. Мой же текст, как мне самому теперь кажется, сильно определился настроем книги. Я имею в виду, прежде всего, канон, который вышел совсем «не праздничным», хотя служба носит праздничный характер.Написание этого канона имело и некоторые личные обстоятельства. В нем подспудно заключалось прошение о двух молодых людях, которые в течение долгого времени страдали греховным недугом наркомании. С этой же молитвенной целью была заказана для нашего храма икона святой княгини Анны, которую мы в июне 1999 года возили в Кашин, где прикладывали к мощам святой, находящимся в Вознесенском соборе. Вскоре после этой поездки и была составлена предлагаемая вниманию читателя служба. Приурочена она к 12 (25) июня – дню памяти перенесения мощей св. Анны в 1650 году.
За истекшие с тех пор годы, разными путями и в разное время, в наш храм были переданы три частицы св. мощей прп. Анны. Однажды это произошло совершенно необъяснимо: три года назад, едва ли не ночью, приехал в сильном возбуждении один малознакомый мне священник (я случайно виделся с ним лишь один раз) и отдал частицу, вставленную в маленький образок, говоря: «Возьмите, это вам будет нужнее». После этого случая я больше его не встречал.
Старообрядцы, всегда благоговейно почитавшие святую, которой через три века после кончины пришлось «пострадать за древнее благочестие», еще в 1910 году обращались к тверскому архиепископу Алексию с просьбой выделить им часть ее мощей, но тогда получили отказ. Ныне это многолетнее желание по Божией милости исполнилось. Частицу св. мощей благоверной княгини в мае 2005 года, с разрешения правящего архиерея Тверской епархии, весьма любезно и доброжелательно передал Старообрядческой Митрополии настоятель Вознесенского собора г. Кашина прот. Димитрий Кунченко. Через год икона св. Анны Кашинской с ее мощами была выставлена для поклонения в московском Покровском соборе на Рогожском кладбище. Написана она искусным изографом-старообрядцем Андреем Романовичем Воронцовым.
Священноинок Симеон